Автор книги, продолжая традиции, заложенные "отцом церковной истории" Евсевием Кесарийским, живописует бурную историю взаимоотношений Империи и Церкви в IV - начале V в., ожесточенную борьбу с различными ересями в Малой Азии и Сирии. Кроме того, Сократ сформулировал и уточнил основные положения новой, христианской философии истории, основы нового миропонимания.
Сократ, по прозвищу Схоластик, был первым, кто продолжил дело Евсевия Кесарийского на греческой почве. О его жизни мы можем судить лишь по отрывочным сведениям, содержащимся в его собственном историческом сочинении. Годы рождения и смерти Сократа точно не установлены. Предполагают, что он родился около 380 г., то есть в самом начале царствования Феодосия Великого (379-395 гг.). Ученые обосновывают эту приблизительную дату тем, что учителя, обучавшие юного Сократа, - Элладий и Аммоний - стали давать ему уроки сразу же после их бегства из Александрии, где они участвовали в знаменитом языческом мятеже 90-х гг. IV в. *Церковная история* охватывает события в Римской империи почти полуторавекового периода. Сократ начинает свое повествование с момента, на котором остановился его предшественник Евсевий - на 306 г., годе провозглашения Константина Великого императором в Галлии (I. Введ.). Он завершает его 439 г., годом рукоположения кесарийского епископа Фалласия (VII. 48). Автор распределяет исторический материал по семи книгам, следуя *императорскому принципу*: каждая отдельная книга посвящена событиям одного или, реже, нескольких правлений. В Первой описывается эпоха Константина Великого, во Второй - Констанция, в Третьей - Юлиана и Иовиана, в Четвертой - Валентиниана и Валента, в Пятой - Феодосия Великого, в Шестой - Аркадия, в Седьмой - Феодосия Младшего. Это первое издание на русском языке, сопровожденное научно-справочным аппаратом.