Замысел настоящей книги лежит в границах "состояния постмодерна", которое сегодня влечет историка идей и образов к тем маргинальным областям культуры, что долгое время считались исследованными вдоль и поперек. Оказанный книге сочувственный прием свидетельствует об актуальности избранного направления.
За шесть лет, прошедших с момента выхода первого (английского) издания, я получил множество откликов от самых разных читателей. Мне удалось собрать огромное количество свидетельств - от почтовых открыток с прекрасными образцами теней до выдержек из "произведений классической и современной литературы, - их присылали коллеги, друзья и совсем незнакомые люди. Неожиданно для меня книга нашла особый отклик у художников: они писали о своем творчестве, делились размышлениями и открытиями, связанными с тенью. Весь этот материал я объединил во внушительных размеров досье, хранящееся под именем "Тень и ее тень" на одной из полок моей библиотеки. Велико было искушение воспользоваться материалом из этих новых источников - с тем, чтобы дополнить последнюю главу, но я все же предпочел отказаться от этой затеи из-за опасения превратить компактную "краткую историю" в гигантский трактат. Первоначальный замысел, в итоге, не изменился, и книга, которую читатель держит в руках, - это все та же "Краткая история тени". Мне остается уповать на то, что ее текст обогатят и расширят его, читателя, собственные размышления.
Виктор И. Стоикита
Эта монография, как многие современные гуманитарные работы, находится на стыке искусствоведения, культурологии, психологии и философии. Автор собрал множество фактов о тени - вернее, о восприятии понятия "тень" в разных обществах: тень в понимании современных детей, средневековых мыслителей, художников Возрождения и идеологов шаманского хэппенинга. Книга структурирована хронологически, от Платона до Энди Уорхола, но эта периодизация условна: автор исходит из того, что тень - это на самом деле всегда одно и то же. По его наблюдениям, концепт тени важен для тех культур, которые особенно акцентируют условность искусства: тень - это иносказание искусства о своей же сущности, ведь живопись, согласно распространенному мифу, вообще началась как обведенная кем-то тень на стене. С тех пор тень воплощает природу изображения как такового - дублируя изображение предмета, она одновременно говорит о том, каков он на самом деле.
В книге много чрезвычайно занятных картинок: фрагменты классических полотен - где странно извивается тень от руки, рисующей картину; комиксы начала XX века - со смешной и страшноватой дырочкой в силуэте ковбоя, стреляющего в собственную тень. Конечно же, предметом изучения автора становится и современный рекламный плакат, изображающий, как человек борется со своей тенью за флакон с дезодорантом.