И в жизни и в лирике любовные сюжеты у Пушкина складывались нередко драматично и даже парадоксально. Три возлюбленных в одесский период, и каждое чувство искренне и пылко. Три (а может, больше?) возлюбленных в Тригорском. Пять возлюбленных в 1828-1830 году (Оленина, Ушакова, Закревская, Собаньская, Гончарова). Как-то он спародировал знаменитый список, который разворачивает перед ошеломленной Эльвирой слуга Дон Жуана Лепорелло, и исследователи до сих пор рассматривают его как документ. Но список явно неполон, потому что в нем 37 имен, а Наталью Николаевну Пушкин шутливо назвал своей сто тринадцатой любовью. Чувствовал ли себя Пушкин Дон Жуаном? Да, если иметь в виду того Дон Гуана, которого он сделал героем "Каменного гостя". Дон Гуан всякий раз влюбляется впервые и при этом хранит благодарное воспоминание о каждой женщине, которая дарила ему любовь. Дон Гуан открыт сердцем для любой, но по-разному. Он не повторяется и именно поэтому способен любить двух, трех одновременно. Это тоже своеобразная ипостась протеизма, особой восприимчивости, которую можно отвергать с житейских позиций, но которая у гениев, подобных Пушкину, получает эстетическое разрешение. Поэтому в многообразии любовных посвящений следует искать не доказательства непостоянства Пушкина, а его умение переживать любовь в тех пределах, какие обыденному сознанию недоступны. Это отклик на красоту, это вечная свежесть эмоций, это потребность возрождения, которую пробуждала в нем прежде всего любовь.
В этой книге сделана попытка представить все известные адресаты любовной лирики Пушкина, имея в виду границы между "поэзией" и "прозой", эстетическим и житейским. Адресация любовных стихотворений Пушкина - это достаточно сложная научная проблема, к которой до сих пор не определился единый подход. В ряде случаев, когда поэт сам в той или иной форме "адресовал" свои стихотворения, проблемы не возникает. Но в большинстве своем любовная лирика поэта требует очень осторожного и корректного прочтения, совмещения биографических и временных контекстов, конкретных реалий. В книге по возможности учтены все уточнения и изменения адресаций, которые были сделаны в последние десятилетия, и все сомнительные ситуации оговариваются.
Книга построена как серия очерков, посвященных женщинам пушкинской эпохи. Единственным критерием отбора была сама поэзия Пушкина, т. е. наличие посвящения, увековечившего ту или иную героиню. Поэтому, к примеру, в книге нет очерка, посвященного Д. Ф. Фикельмон, о которой так много писали пушкинисты. К сожалению, ей поэт не посвятил ни одной поэтической строки.
В очерках по возможности учтены работы всех предшествующих исследователей, и это отражено в библиографических сносках. В ходе работы явственно выявилась фрагментарность, недостаточность многих архивных данных, но восполнить пробелы можно только многолетними усилиями больших творческих коллективов.
В продаже
Хочу купить
сейчас этого издания книги в продаже нет
попробуйте поискать другие издания этого произведения при помощи ссылок ниже
или оставьте объявление о покупке или продаже