Содержание книги представляет собой существенно переработанный и расширенный вариант различных статей автора по вопросам теории стиха, написанных в период 1976-91 годов. Порядок расположения глав в значительной мере отражает хронологию развития самого исследования, касающегося силлабо-тонической строфики в русской поэзии последних двух с половиной столетий. Первые три главы затрагивают фонологический и семантический аспекты рифмы и посвящены проблемам менее изученным, чем в 4-й главе, тема которой-семантизация метра-имеет традиции, восходящие к 20-м годам русского литературоведения. В основе всех 4-х частей лежит одна идея. Она выражена в эпиграфе, взятом из Вяземского, старшего современника Пушкина, но относится прежде всего к русской поэзии той эпохи, в частности к поэзии, использующей двусложные и трехсложные размеры. Во 2-й и 3-й главах используются научные методы исследования. Поэтический материал, взятый для исследования, весьма обширен. Самый ранний текст-ода Ломоносова на первую годовщину рождения Ивана 4-го (июнь-август 1741 г.)-представляет первый образец строфы, которая останется чрезвычайно продуктивной в течение всего столетия. Наиболее близкий к нашему времени образец-стихотворение Бродского к столетию Анны Ахматовой (июль 1989 г.), стоящее в центре внимания в заключительном разделе Гл. 4. Исследование включает весьма разнотипный материал-от лирических двукатреновых стихотворений Лермонтова, Сологуба, Волошина, Мандельштама и других поэтов до "Поэмы без предмета" Перелешина, автобиографического описания, состоящего из 592 четырна-дцатистиший. Среди поэтов, чьи тексты иллюстрируют основные положения книги-сорок три автора од и стихотворений такого же типа, относящихся к периоду 1741-1822, и Анненский, своеобразный поэт XX века (Гл. 1 и 2). Далее во Главе 2 вводятся еще семьдесят три поэта, в том числе пятьдесят семь авторов, чье творчество приходится на период с 1800 по 1920 годы (при этом семь из них используют онегинскую строфу и русскую октаву), и еще девять поэтов, чье творчество относится в основном к 1950-1970 годам. Гл. 3 включает многочисленные образцы поэзии двадцати авторов, семь из которых появляются в описании только в этом разделе; в их числе такие крупные фигуры, как Фет, Ахматова, Пастернак и Заболоцкий. И, наконец, центральным в Гл. 4 является, с одной стороны, ключевое стихотворение Некрасова, сопоставляемое в метрическом плане с произведениями тридцати шести ранее не подвергавшихся исследованию поэтов от Глинки до Мориц, и, с другой стороны, сопоставимое с ним по форме стихотворение Бродского, взятое в сравнении с материалом из четырнадцати его предшественников, причем такие авторы, как Георгий Иванов, Кушнер и Бродский исследуются только в этой части книги. В целом анализу подвергнуто сто шестьдесят три поэта, как именитых или известных, так и второстепенных или почти забытых, почти все из них использовали традиционные двусложные и, трехсложные стихотворные размеры. Тираж 500 экз.