В книгу великого русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева (1873-1950) вошли самые значительные его произведения эмигрантского периода - "Богомолье" и "Лето Господне".
Эти романы составили две цельные книги в форме отдельных рассказов. Некоторые из них автобиографичны.
Роман "Лето Господне" (1927-1948), изданный в полном варианте в Париже в 1948 году, по праву можно назвать одной из вершин позднего творчества и самым знаменитым романом И.С. Шмелева.
Страница за страницей в этих двух замечательных произведениях читателю открывается удивительный мир простого русского человека, вся жизнь которого проникнута духом Христовым, освящена Святой Церковью, согрета теплой, по-детски глубокой верой.
Обращаясь к годам своего детства, Иван Сергеевич Шмелев запечатлевает в романе мировосприятие ребенка, принявшего в свое сердце Бога. Крестьянская и купеческая среда предстает в книге не диким "темным царством", а целостным и органичным миром, полным нравственного здоровья, внутренней культуры, любви и человечности.
И.С. Шмелев далек от романтической стилизации или сентиментальности. Он рисует подлинный уклад русской жизни не столь давних лет, не затушевывая грубых и жестоких сторон этой жизни, ее "скорбей". Однако для чистой детской души бытие открывается, прежде всего, своей светлой, радостной стороной.
В романах Шмелева чрезвычайно полно и глубоко воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что роман стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека.
Язык Шмелева органически связан со всем богатством и разнообразием живой народной речи, в нем отразилась сама душа России.
И. А. Ильин отмечал, что изображенное в творчестве Шмелева - не то, что "было и прошло", а то, что "есть и пребудет… Это сама духовная ткань верующей России. Это - дух нашего народа". Шмелев создал "художественное произведение национального и метафизического значения", запечатлевшее "источники нашей национальной духовной силы" (Ильин И. А. "О тьме и просветлении").