Настоящее издание открывает публикацию серии методических разработок, обобщающих многолетний опыт работы отдела реставрации древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Методические рекомендации содержат обоснование и описание начальных этапов работы над произведением, поступившем на реставрацию. Цель рекомендаций - помочь реставраторам в овладении необходимыми практическими навыками, дать первые сведения о видах разрушений произведений древнерусской темперной живописи, причинах их возникновения, а также о путях их устранения. Авторы, однако, выражают надежду, что настоящие рекомендации не будут использованы в качестве самоучителя по реставрации. Краткое Содержание: 1.1. Краткое описание материалов, применявшихся при создании древнерусской иконы 1.2. Основные виды разрушений произведений, причины их возникновения 1.3. Последовательность работы с произведением. "Реставрационный паспорт художественного произведения" 1.4. Фотофиксирование произведения в процессе реставрации 2. Предреставрационное исследование произведения. Неразрушающие методы. 2.1. Рентгенографическое исследование 2.2. Оптико-физическое исследование ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Описание состояния сохранности произведения до реставрации 3.1. Приготовление рабочих растворов 3.2. Обработка произведений, пораженных биоорганизмами 3.3. Профилактическая заклейка 3.4. Укрепление красочного слоя и грунта 3.5. Реставрация деревянной основы 3.6. Удаление поверхностных загрязнений 4.Удаление старого покровного слоя и записей. 4.1. Характеристика покровного слоя, прописей и записей в русской иконописи. 4.2. Органические растворители, применяемые для удаления старого покровного слоя и записей 4.3. Технология удаления старого покровного слоя и записей 5.1. Тонирование утрат красочного слоя 5.2. Покрытие лаком ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Описание консервационных и реставрационных процессов 6. Послереставрационное описание произведения. 6.2. Послереставрационное описание произведения