Сочинение древнекитайского философа Чжуан Чжоу (Чжуан-цзы; 369-286 до н.э.) - основополагающий текст даосизма, китайской религии и религиозно-философской школы середины I тысячелетия до н.э. (наряду с трактатом "Дао дэ цзин" Лао-цзы). В центре учения даосов лежит понятие "Дао" (букв. "путь") - закономерность всего сущего, его порождающее и организующее начало.
Чжуан-цзы, (кит. пиньинь Учитель Чжуан) - знаменитый китайский философ предположительно IV века до н. э. эпохи Сражающихся царств, входящий в число ученых Ста Школ. Книга посвящена одному из самых известных памятников древнекитайской философии, трактату одного из основоположников даосизма Чжуан-цзы (IV-III вв. до н.э.), оказавшего глубокое влияние на формирование философской, художественной, религиозной традиций в Китае. В центре учения "Чжуан-цзы" - представление о Дао, Великом Пути мира. Дао вездесущ, пронизывает всю вселенную пространства и времени, одухотворяя, с одной стороны, божеств и демонов, а с другой, пребывая даже в кале и моче, даже в телах муравьев и мух. Истинная реальность "хаотична" (хунь-дунь), но не в смысле своей неупорядоченности, а в смысле полного единства, простоты и целостности. Эта реальность - наш мир, но не искаженный восприятием нашего расчленяющего реальность рассудка и языка.
Перевод с китайского Л. Позднеевой.