Академия наук СССР. Институт философии
Настоящая книга известного советского исследователя древнекитайской философии профессора Ян Хиншуна - это научный труд, плод многолетних исследований ученого и своеобразный синтез ранее изданных им капитальных работ об учении Лао-цзы, взглядах последователей даосизма, теории познания моистов.
В сравнительно небольшой по объему книге автор раскрывает процесс формирования и развития философского мышления в древнем Китае, его социально-исторические, естественнонаучные корни и предпосылки, выявляет общие и специфические черты становления и развития китайской философии в сравнении с древнегреческой и древнеиндийской философиями.
Из многочисленных философских школ дренвего Китая автор выделяет четыре: конфуцианство (жуцзя), школу Мо Ди и его последователей (моцзя), даосизм (даоцзя) и легизм (фацзя). Центральная роль отводится философскому даосизму, при исследовании которого широко используются автором материалы таких памятников, как "Ле-цзы", "Гуань-цзы", "Люй-ши чуньцю", "Даодэцзин", "Чжуан-цзы" и других.
Вызывает интерес анализ педагогических взглдов Конфуция, Мэн Кэ, сыгравших важную просветительную роль в истории Китая, в формировании этико-социальных и эстетических норм традиционного сознания. Конкретно-исторический анализ парадоксов Хуэй Ши, Гунсунь Луна, учения Хань Фэя и других древних мылителей позволила автору раскрыть их противоречивую роль в развитии философской и политической мысли Китая.
Большую ценность книге придает то, что она написана на основе анализа значительного количества древнекитайских первоисточников и критического рассмотрения многочисленной литературы по китайской философии того периода на русском и основных европейских языках.
Содержание.
Предисловие доктора философских наук М. Л. Титаренко.
ГЛАВА 1. Зарождение философской мысли в древнем Китае
- Формирование классового общества - Зарождение атеистических взглядов - Развитие естественнонаучных знаний - Возникновение наивно-материалистических идей и стихийно-диалектических догадок. Становление категориального аппарата философии
ГЛАВА 2. Формирование основных идейных течений в древнекитайской философии
- Социально-историческая обстановка и ведущие идейные течения в VI-III веке до н.э. - Конфуций и его учение - Мо-цзы и его учение - Лао-цзы и его учение
ГЛАВА 3. Развитие материалистических идей в древнекитайской философии
- Цзы Сы и Мэн-цзы - главные противники материализма в древнем Китае V-IV веков до н.э. - Материалистическое учение Ле-цзы и Ян Чжу. - Сторонники даосизма из "Дворца наук" и их наивно-материалистические взгляды - Чжуан-цзы и его учение
ГЛАВА 4. Развитие материалистических взглядов представителями конфуцианства, моизма и легизма
- Хуэй Ши и Гунсунь Лун - противники материалистических идей (IV-III века до н.э.) - Теория познания моистов - Материалистическое учение Сюнь-цзы - Развитие материалистических идей во взглядах Хань Фэй-цзы.
Заключение. Примечания.
Тираж 7 000 экз.