Четыре века назад ислам пустил корни на Ярославской земле. С этой точки зрения термин "возрождение" в приложении к нему в современных условиях достаточно условен. Речь идет о восстановлении исламом утраченных позиций в новой, постсоветской России, в том числе и в ее Центральном регионе. Ярославль и административно подчиненная ему территория в этом отношении не представляют исключения. Присутствие здесь "магометанской компоненты" всегда было ощутимо.
Появление мусульманской общины восходит к 1563 году, когда повелением царя Ивана Грозного состоялось "заселение исконно русской местности - Романовского уезда (ныне пригород Ярославля) татарскими выходцами"i. Этнические характеристики переселенцев сводились к следующим: ногайские мурзы и их служилые люди - мишари, казанские и сибирские татары. Их положение и привилегии охранялись грамотами и завещанием государя на имя сына, в котором Иван Грозный особо отметил, что Романов должен оставаться во владении татарских мурз пока "они не отъедут или изведутся".
Численность татар-переселенцев составляла 1,5 тысяч человек. Земли за татарскими мурзами значились без малого два столетия. Это позволяет утверждать, что Романовский, а затем и соседние с ним Ярославский и Ростовский уезды превратились за это время в значимые центры сосредоточения единого в конфессиональном отношении населения.
До начала ХХ века на его естественное воспроизводство оказывали решающее влияние два фактора: (1) христианизация иноверцев, продолжавшаяся на протяжении почти двухсот лет. При Петре Первом у половины романовских мурз, отказавшихся принять православие, были отобраны поместья. А в 1760 г., в правление Елизаветы Петровны им поставили последнее условие - креститься или проститься с Романовым, т.е. переселиться на новое место жительства: в Углич или Кострому; (2) Миграционные процессы, приведшие к постепенному увеличению как численности, так и общественной активности мусульман. Эта тенденция отчетливо проявились в годы, обозначенные в заголовке настоящей статьи. Его главная цель - показать, как менялись количественные и качественные характеристики мусульманской общины в данный период.
Формат - 60x90/16 (145х215 мм)
В продаже
Хочу купить
сейчас этого издания книги в продаже нет
попробуйте поискать другие издания этого произведения при помощи ссылок ниже
или оставьте объявление о покупке или продаже