Дискуссии о смысле жизни в русской периодике начала XX века безусловно оказали влияние на замысел масштабного сочинения профессора Московской духовной академии Михаила Михайловича Тареева (1866-1934), русского православного богослова и экзегета - "Цель и смысл жизни" (1901). М.М. Тареев связывает проблему смысла жизни с теодицеей, и здесь проявляются своеобразные черты, заметно выделяющие богословскую систему Тареева среди традиционных, перегруженных схоластическим юридизмом трудов по "нравственному богословию". Основное логическое ударение Тареев ставит на самоуничижении Спасителя. Зло в мире не может быть оправдано никаким "божественным планом": оно - следствие греховной воли, и подлинное богооправдание состоит в том, что ради преодоления этого зла Сын Божий добровольно пошел на самоуничижение, страдания и смерть. Цель человеческой жизни - слава Божия. Она достигается только в подлинно духовной жизни, которая состоит в непрестанном богообщении.
СОДЕРЖАНИЕ
О Михаиле Михайловиче Тарееве
Часть I
Счастье и совершенство в отношении к цели жизни
Глава I (вводная). Основное внутреннее противоречие жизни
Глава II. Критика эвдемонизма
Глава III. Критика идеи естественного совершенства. Ф. Ницше
Глава IV. Духовное совершенство и внешнее уничижение; блаженство и страдания в христианстве. Л.Н. Толстой
Глава V. Цель жизни
Глава VI. Несправедливые страдания
Глава VII. Естественное развитие - культура и цивилизация. Л.Н. Толстой и B.C. Соловьев
Часть II
Духовная жизнь
Глава I. Духовная жизнь. Иисус Христос. Покаяние
Глава П. Молитва. Пост. Христа ради юродство
Глава III. Любовь. Вера. Надежда
Глава IV. Церковь. Природа. Мир
Глава V. Воскресение из мертвых. Вечное блаженство. Царство Небесное