'Интерес к коллективному творчеству - фундаментальная черта искусства XX века. Идея выставки на эту тему возникла у меня давно и достаточно случайно. Сначала получилось так, что в моей галерее стали одна за другой появляться выставки коллективных авторов - Савадова и Сенченко, Комара и Меламида, Мартыничков, АЕС... Потом, много общаясь с художниками, я обратил внимание, что с теми, кто работает в соавторстве, мне проще. Эти художники четче и яснее артикулируют свои мысли, у них более оригинальные концепции. Я подумал, что это связано именно с коллективным творчеством - если ты вынужден что-то объяснять напарнику, то ты невольно начинаешь мыслить ответственнее и строже. Я поймал себя на том, что самому мне творческая кухня не менее интересна, чем заключенный в произведении мессадж.
Я сразу понял, что этот проект должен быть адресован широкой публике, а не узкому кругу специалистов. Для среднестатистического зрителя художник до сих пор - романтическая личность, которая умеет творить, но не говорить, медиум, действующий по наитию, а не по разумению. Галерист, как посредник между публикой и художником, должен показать, что время не стоит на месте. До XVIII века был такой массовый образ ученого - одинокого гения, сидящего в келье. Но потом появились лаборатории, институты, и образ мира изменился. Что-то похожее произошло в искусстве в двадцатом столетии. Взаимодействие личностей не менее важно, чем результат - голый продукт. Я не готов судить, хорошо это или плохо. Многие из нас ностальгируют по герою, по художнику-творцу, многие считают попытки 'объясниться' чуть ли не интеллектуальным грехом. Но интервью, собранные в этой книжке, доказывают, насколько содержательными могут быть эти объяснения'.