"Учебник рисования" немедленно после выхода в свет сделался предметом яростной полемики. Одних роман оскорбил, другие увидели в нем книгу, которую давно ожидали - анализ того, что произошло с нашей страной. Книгу назвали "великим русским романом" ("КоммерсантЪ"), "средневековым собором" ("Афиша"), сравнили с "Войной и миром", "Зияющими высотами", "Доктором Живаго" ("Тайме").
Максима Кантора называют "самой скандальной фигурой театра культурных действий последних лет" ("Эксперт") и "великим человеком с великой идеей" ("Вашингтон пост"), "Максим Кантор сбросил двадцатый век с парохода современности" - так отозвался о романе Д. Быков, а Л. Данилкин назвал роман "главным событием современной литературы".
Роман "Учебник рисования" описывает переход общества от утопии к рынку, от социализма к капитализму, описывает поражение интеллигенции и торжество авангарда. Герои - художники, гэбисты, философы и проститутки. Обилие сюжетных линий, философских и исторических экскурсов делает роман "Учебник рисования" энциклопедией нашей жизни.
Впервые в одном томе.
Из отзывов:
Один из самых глубоких и неангажированных романов первого десятилетия XXI века, после выхода которого Максим Кантор приобрел репутацию нерукопожатного в определенных кругах интеллигенции. В манере где-то грустного, где-то беспощадного гротеска прослежены судьбы людей самого разного круга на протяжении переломных двадцати лет. В фокусе – среда столичной художественной тусовки, и это не случайно: знакомый с этой средой не понаслышке Кантор рассматривает художественный авангард как идеологическую базу "дивного нового мира", в котором элиты предлагают человечеству вместо материальных и духовных ценностей фикции и симулякры. Сюжетное повествование перемежается сквозным циклом авторских отступлений – о классическом и современном искусстве, обществе и человеке, который мог бы образовать отдельную книгу.
Несмотря на традиционные канторовские длинноты, читается запоем. Книга с непредсказуемыми перспективами, которую есть смысл иметь на бумаге.