В сборник вошли работы известного немецкого философа Положение человека в космосе, Философское мировоззрение, Феноменология и теория познания, Формализм в этике и др.
Тематически и хронологически наше издание распадается на две части. Первая отражает поздний период творчества философа, период "динамического пантеизма" и создания проекта "философской антропологии". Сочинение "Положение человека в космосе", центральное для данного отрезка эволюции Шелера, уже давно вошло в число главных философских произведений XX века; оно стоит у истока долгой "истории воздействий". Эта история включает в себя не только начинания немецких философских антропологов Гелена, Плесснера и Роткакера, но и творчество Сартра, Мерло-Понти, Ортеги-и-Гассета. Фундаментальные вопросы, которые ставит Шелер в этом исследовании - о способе опосредования научного подхода и "метафизической" перспективы в рассмотрении человека, об отношении нашей телесности, историчности и конечности к (возможной) "открытости миру" как основной характеристике духовного измерения, - эти вопросы связаны не только с антропологической перспективой в философии. Антропология, согласно замыслу Шелера, должна была служить основой для критики антропологизма; это была попытка мыслить человека прежде всего в качестве места, в котором открываются вещи в их собственной сущности. - Будучи конечным, как и всякое место, оно обладает потенциальной способностью к бесконечному расширению своих границ. Идея, которая определяет позднюю философию Шелера, - разрыв и напряжение между духом и жизнью - была, по-видимому, и его личным переживанием. X. Лютцелер рассказывает, что однажды в беседе Шелер в качестве аргумента в пользу своей концепции дуализма мировой основы привел следующее соображение: "Если Бог всемогущ и всезначим, как же Он мог сотворить такого разорванного человека, как я!"