Настоящая книга - первый опыт представить на примерах памятников лишь одной частной коллекции три этапа истории русской иконы эпохи династии Романовых (1613-1917): конец позднего Средневековья (первая половина XVII века), так называемый "переходный" период (вторая половина XVII века) и Новое время - императорский или синодальный период (конец XVII - начало XX века).
О мастерах Строгановской школы, царских изографах, художниках Оружейной палаты Московского Кремля, городов Поволжья, Вологды, Русского Севера начиная с конца XIX века написано немало, тогда как оценка иконописи XVIII - начала XX века до определенного времени была явно занижена.
Порой иконопись этого периода просто игнорировалась как предмет ремесленного творчества, проявление народной культуры. Поздняя икона словно бы сохраняла на себе печать суровой анафемы, которой еще в середине XVII века были преданы патриархом Никоном хранившиеся в домах царских вельмож произведения "московских иконописцев", что "стали рисовать по образцам картин франкских и польских".