К юбилею С.И. Щукина Пушкинский музей показывает коллекции "славянского князя", скупившего все мануфактуры в России и никому не нужных на Западе "сумасшедших" - Матисса, Сезанна, Гогена и прочих...
О деловой хватке Сергея Щукина теперь редко вспоминают, потомкам он представляется исключительно в образе эстета и благодетеля великих художников. А ведь именно Сергей Иванович в разгар революции 1905 года скупил по дешевке едва ли не все мануфактуры в России, после чего резко взвинтил цены. Его тогда прозвали королем коммерции. Вот откуда денежки на Сезаннов-Матиссов. Однако он оставался приверженцем старокупеческой морали, присущей и его родственникам, Третьяковым и Боткиным: добытые у народа средства пускать во благо самого же народа. Так Щукин относился и к своему собранию западноевропейской живописи:
"Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там".
На вернисаж прибыл внук юбиляра Марк-Андре Делок-Фурко. Гость преподнес в дар ГМИИ шесть работ: две Рауля Дюфи и четыре Анри Ле Фоконье – из парижской коллекции своего деда (в эмиграции тот взялся собирать искусство с нуля, но прежних высот, естественно не достиг). Подарки, хотя и ничего себе, служат скорее символом замирения - Делок-Фурко много лет судился за щукинское наследство.
Издание подготовлено к выставке "Выбор Сергея Ивановича Щукина. К 150-летию московского коллекционера" проходившей 20 сентября-14 ноября 2004 г в Пушкинском музее.