Книга посвящена чрезвычайно обострившейся в современном мире проблеме - усилению влияния культурных факторов на политические процессы, что обусловлено развитием глобализации, в частности значительным увеличением масштабов международной миграции населения и трансформацией системы национальных государств. В фокусе анализа - получившая сейчас распространение концепция мультикультурализма. Опираясь на рассмотрение существующих в разных странах форм взаимодействия традиций и норм, обычаев и права, автор пытается решить вопрос о том, в какой мере и каким образом возможно совместить притязания культур на сохранение своей самобытности, выражаемые стронниками мультикультурализма, с основополагающими либеральными ценностями западной демократии - свободой и равенством всех граждан.
В центре книги – обнаружившееся в последние десятилетия противоречие в политико-правовом опыте демократических стран. Это противоречие между универсализмом в его либеральном понимании и теми особенностями, в которых выражаются разного рода идентичности. Как пишет Бенхабиб в предисловии к русскому изданию, "с конца 1970-х годов требования признать идентичность, основанную на гендерной, "расовой", этнической принадлежности, а также на сексуальной ориентации, поколебали нейтральность либерального государства" (С. ХХХII). Например, это противоречие дало о себе знать в уголовной практике, где мы находим, возможно, не самые масштабные его проявления, однако достаточно рельефные для того чтобы понять его действительную общественную значимость. Бенхабиб приводит ряд интересных случаев криминального характера, когда преступления, связанные с крайними формами насилия и даже убийством, совершенные иммигрантами – представителями этнокультурных меньшинств, объяснялись обвиняемыми с ссылкой на вековые обычаи, существовавшие в тех культурах, к которым они принадлежали. В большинстве из упоминаемых автором случаев эти ссылки были приняты судьями в качестве аргумента, полностью или частично оправдывающего деяния, которые в обычном судопроизводстве были бы признаны преступными. Это противоречие с легкой руки Дориан Коулман (Coleman) получило название "дилеммы либерала".
Согласно либеральной точке зрения, все граждане равны перед законом; закон в этом смысле универсален, т.е. предъявляется в одинаковой мере к каждому гражданину. Но вместе с тем, либерализм утверждает моральное право каждого индивида на уважение. А уважение состоит, в частности, в признании индивида и, значит, по крайней мере, в какой-то степени его культурных и прочих особенностей. Но следует ли отсюда необходимость уважения и признания в качестве легитимных и тех проступков, которые с необходимостью вытекают из той культуры, с которой идентифицирует себя индивид?
Для ученых и специалистов в области социологии, культурологии, политологии, философии, истории, этики. Представляет интерес для широкого круга читателей.