Георг Зиммель (1858-1918) - немецкий философ и социолог, один из представителей философии жизни и философии культуры. Культуру Зиммель трактует как утонченную, исполненную разума форму жизни, результат духовной и практической деятельности. Культурная эволюция, согласно Г.Зиммелю, представляет бесконечный процесс возрастания ценностного содержания жизни. Многочисленные идейные течения и движения в рамках каждой из культурных эпох неуловимым образом сходятся к какой-либо одной идее, воплощающей в себе наиболее полно дух эпохи. Зиммель назвал такую идею "центральной точкой всей системы мира". Общая схема развития культуры - это бесконечное порождение жизнью новых культурных форм, которые окостеневают, становясь тормозом ее (жизни) дальнейшего развития, а потому "сносятся" ею и заменяются новыми формами, обреченными пережить ту же судьбу. В этом движении воплощается целый ряд конфликтов: содержания и формы, души и духа, субъективной и объективной культур. В осознании неизбывности этих конфликтов состоит трагедия культуры. Характерной чертой современного ему этапа развития культуры Зиммель считал борьбу жизни против принципа формы вообще, т.е. против культуры как таковой. Раскрытие и критика Зиммелем культуры современного ему общества представляет особый интерес.
В том "Философия культуры" вошли новые переводы работ по философии культуры и социологии религии: "Гете", "Микеланджело", "Религия", а также работы, впервые переведенные на русский язык: "Кант", "О сущности культуры", "Изменение форм культуры", "Проблемы философии истории", "К социологии религии", "Личность Бога" и др.
В том "Созерцание жизни" вошли труды и эссе "Созерцание жизни", "Индивид и свобода", "Фрагмент о любви", "Приключение", "Женская культура", "Мода", "Актер и действительность". Эти работы впервые переведены на русский язык. Перевод труда "Социальная дифференциация", в основе своей имеющий публикацию Н.Вокач и И.А.Ильина (1909), существенно переработан А.Ф.Филипповым.
Издание рассчитано на широкий круг читателей.