Благодаря этой антологии мы можем познакомиться с историей развития японского рассказа - от средневековья до современности. Нравоучительные истории "Нихон реики", собранные на рубеже VIII-IX веков неизвестным монахом, интересны тем, что их писали с определенной целью, а именно: наставлять читателя на путь добродетели. Об этом говорят и их названия, например: "Слово о том, как сирота почитала бронзовую статую Каннон, и об удивительном воздаянии в этой жизни". "Удзи сюи моногатари" уже более разнообразны, хотя тоже напоминают притчи, из которых благочестивый читатель должен извлечь выводы. "Отоги дзоси", сборник анонимных рассказов XIV-XVI веков, повествует о жизни, в основном, простых людей, хотя и не без участия богов. Более поздние новеллы уже помнят своих авторов. Ихара Сайкаку, которого называют "японским Боккаччо". Токутоми Рока, чьи задумчивые описания природы напоминают хокку, развернутые в прозе. Кавабата Ясунари, первым в Японии получивший Нобелевскую премию. И, конечно, всемирно известный Акутагава-сан с его мифологическим мироощущением и блестящей переработкой древних сказаний. Причем, большинство опубликованных здесь его рассказов встречаются впервые. Автор в предисловии говорит, что, подбирая рассказы для антологии, он старался включать в нее не печатавшиеся ранее на русском языке произведения. Книга получилась удивительно цельной, несмотря на большое количество авторов. Все собранные в ней истории, даже современные, напоминают сказки и легенды; традиционность преобладает над современностью.