Агриппа Неттесгеймский (Agrippa von Nettesheim) Генрих Корнелий (14 сентября 1486, Кельн - 18 февраля 1535, Гренобль), алхимик, натурфилософ, богослов, гуманист эпохи Возрождения. Молва обвиняла Агриппу в занятиях чернокнижием и магией, еще при его жизни ходили слухи, затем отразившиеся в легенде о докторе Фаусте, о том, что он знается с демонами, что дьявол сопровождает его повсюду, приняв образ черного пса. Вместе с тем сам Агриппа всегда подчеркнуто отмежевывался от ученых-самозванцев, колдунов и шарлатанов, претендовавших на обладание тайнодейственными силами.
В надежде овладеть источниками подлинного знания Агриппа занимался алхимией, астрологией, натуральной магией, стремился приобщиться к оккультным наукам древних - так называемому "платоновскому богословию", герметизму, орфизму, кабале. В 1509 в Доле (Франш-Конте) он читал лекции, посвященные Священному Писанию, вдохновляясь неоплатонической мистикой трактата Иоганна Рейхлина "О чудодейственном слове", чем вызвал негодование монахов и навлек на себя обвинения в ереси. Предметом богословского комментирования в университете Павии стали для Агриппы не только послания апостола Павла, но, по-видимому, и "Пир" Платона, а также сочинения, приписываемые Гермесу Трисмегисту.
Трактат "О сокровенной философии" (1531), составленный около 1510 года, Агриппа решился опубликовать лишь два десятилетия спустя. Он посвящен защите магии как искусства, основанного на познании подлинной природы вещей, как деятельности, обнаруживающей всеобщую связь сущностей, в конечном счете - человека, мира и Бога. Знание, выступающее у Агриппы, прежде всего как результат самопознания человека, есть именно та сила, которая подчиняет человеку любую сущность, дарует ему, мудрецу и магу, безграничную власть, господствующее положение во Вселенной. В другой своей работе "О недостоверности и тщете всех наук и искусств" (1531), написанной около 1527, Агриппа под влиянием начавшейся Реформации призывал вернуться к простоте изначального учения христианской церкви и подвергал критике претензии тогдашней учености, среди прочих ее видов - лжемагию, или чернокнижие. Во второй половине 16 века оба главных труда Агриппы были внесены католической церковью в "Индекс запрещенных книг".