Плотин (ок.204-270) - один из самых выдающихся мыслителей, единственный наследник великого Платона. Создатель собственной оригинальной системы философии, жизни и миросозерцания. Плотин широко известен русскому думающему читателю, но и практически не знаком ему. Данная книга призвана заново открыть саму тему Плотина.
Первое издание полного корпуса сочинений Плотина на русском языке открывает первая эннеада - девять трактатов, объединеннных антропологической тематикой, впервые переведенных и откомментированных, с приложением оригинального греческого текста.
Во вторую эннеаду вошли девять трактатов, объединенных натурфилософской тематикой (в широком смысле этого слова - в связи человека с чувственным космосом и умопостигаемой Вселенной), впервые переведенных и откомментированных для настоящего издания, с приложением оригинального греческого текста.
Третья эннеада посвящена рассмотрению космоса как живого существа и действию высших начал в нем. В третью эннеаду входят исключительные по своей значимости трактаты, в которых мыслитель излагает свое учение о Логосе и творении, времени и вечности, Промысле и судьбе. Среди сочинений, собранных в этой книге, можно найти одно из самых ясных изложений неоплатонического учения о материи и творящей Душе мира.
Четвертая эннеада Плотина - это первый по значимости и объему после Аристотеля свод психологических трактатов, дошедший из античности до наших дней. С исключительной для древних обстоятельностью философ рассматривает здесь вопросы, связанные и с Душой-Ипостасью, и с иерархией внутри-космических душ. В этой Эннеаде также ставятся и разрешаются многие вопросы, рассматриваемые ныне главным образом эмпирической психологией. Без знания этих текстов сегодня невозможно составить понятие не только о психологии неоплатонической школы, но и европейской рациональной психологии как таковой. На русский язык переводится впервые. Публикация снабжена обстоятельной аналитической статьей и комментариями.
Пятая эннеада Плотина посвящена, главным образом, учению о второй Ипостаси - Уме и связанных с ним проблем тринитарного богословия. Мыслитель излагает здесь свою оригинальную трактовку платоновской теологии, открываясь как смелый экзегет и великий диалектик.
Первые пять трактатов шестой эннеады великого Плотина, вошедшие в настоящий том, представляют собой изложение логики и онтологии в системе основателя неоплатонизма. Это второе по объему после аристотелевского "Органона" античное сочинение древности, исследующее априорные содержания рассудка в связи с онтологическими структурами. Особенно ценно в данных трактатах то, что это учение содержит в себе полемику с уже сложившимися ко времени Плотина стоической и перипатетической методологиями. В послесловии к тому проводится сравнительный анализ тринитарного богословия Плотина и христианского учения о Св.Троице.
Заключительные трактаты шестой эннеады представляют собой богословие Единого - наиболее известную и востребованную часть учения великого философа.