В учебном пособии через призму трех сложившихся в культуре исторических типов рациональности – мифологической, религиозной, классической, неклассической и постнеклассической – дается анализ представлений об истории ее сущности и смысле, формах осуществления и способах постижения, субъекте действия и движущих силах. С позиций постнеклассической рациональности, базирующейся на принципах феноменологии, герменевтики, реализма, рассматриваются и предлагаются решения таких широко дискутируемых вопросов как возможность исторического прогресса, обоснованность перспективы "конца истории", наличие универсальных законов истории, осуществимость идеи единства человечества и другие. Особое внимание уделяется проблеме концептуализации переходных периодов истории, раскрытию их смысла и выяснению места в историческом процессе.
Данная книга рекомендуется студентам, аспирантам, преподавателям, а также всем тем, кто интересуется историей философии и проблемами философии истории.
Елена Михайловна Сергейчик - профессор кафедры философии Санкт-Петербургского института телевидения, бизнеса и дизайна, доктор философских наук.
Содержание
1. Мифо-религиозные образы истории
- История как "сменяющаяся неизбежность" - Теология истории: христианская эсхатология - "Два Града" Августина Блаженного - Судьба христианской "идеи" истории - В ожидании "протестантской эры"
2. Классическая философия истории: субстанция как субъект
- Становление классической рациональности - Исторический прогресс как прогресс науки - "Философская история" эпохи Просвещения - Просветительская "лестница прогресса" - "Три века" Дж.Вико - Гердер: история как прогресс "гуманности" - Гегель: "хитрость" мирового разума - Марксизм: материалистическое понимание истории - Тейярдизм: история как косморазвитие - Итоги развития классического рационализма
3. Неклассическая рациональность: субъективизация логического
- Становление неклассической философии - Позитивизм Конта: "прогресс и порядок" - Социальная эволюция Спенсера - Неокантианство: "формулы ценности" истории - Коллингвуд: история как самопознание "человеческого духа" - Ницше: история как прогресс "воли к власти" - Дильтей: переживание и понимание истории - Теория культурно-исторических типов Данилевского - Шпенглер: история как самоисповедание культуры - Тойнби: история как ответ на вселенский вызов - Бердяев: метафизика истории как судьба человека - Ясперс: мировая история в зеркале осевого времени - Итоги развития неклассической философии истории
4. Постнеклассическая рациональность: историчность субъективного
- основные проблемы постнеклассической философии - Историчность человеческого бытия - Познание как осмысление социокультурной реальности - Исторический плюрализм и проблема всеобщего - Исторический прогресс как рост свободы - История как динамическая система - Структура системы ценностей стабильных периодов истории - Динамика системы ценностей переходных периодов истории.
Приложения.
Заключение.
Тираж 3 000 экз.