Почему именно античная мысль впервые в истории пришла к представлениям о Вселенной, которые смогли стать основой астрономической науки? Здесь много причин, связанных с общим фоном зарождения греческой философии природы, но немалую роль в этом сыграла и мифология. Речь идет об индо-европейских мифах, которые содержал орфизм - одно из заметных религиозных течений древней Греции. В орфических взглядах на мир имелись три великие идеи, которые и легли в основу астрономической науки. Первая - вера в гармоничное устройство Вселенной, ее упорядоченность (в том числе математическую); вторая - представление о твердой, вращающейся небесной сфере, охватывающей Землю, и идея центральной симметрии мира. Последние мнения очевидно связаны с мифом о Мировом яйце, который есть не только у орфиков, но и в близком индийском мифе, где из Яйца (Брахманды) рождается Брахма, и в иранском, в котором Яйцо, содержащее мир, создает Ормазд. Представление о небесной сфере как о твердой металлической скорлупе, несущей звезды, оказалось прекрасной моделью для построений сферической астрономии.
Роль орфизма в формировании античной астрономии еще в 60-х годах отметили И.Н. Веселовский и К. Хасапис. Автор развивает эту тему, опираясь на исследования М.Л. Уеста, А.В. Лебедева, А. А. Гурштейна, А. Роя. Прослеживается сложная история влияния мифа на космологические построения Анаксимандра, Пифагора, Платона и частичное преодоление мифологической традиции учеными начала александрийской эпохи. В этом контексте предлагается новый подход к системам мира Анаксимандра и пифагорийцев, излагаются работы по датировке материала поэмы Арата 'Явления' и реконструкции по сохранившимся данным системы мира Архимеда. Приводится также опыт реконструкции его механического небесного глобуса.