Публикация Института философии Российской академии наук.
Выпуск 1. В сборнике "Космос и Душа" рассматриваются античные и средневековые учения о человеке, мире и боге. Книгу составили исследования вед. специалистов в области истории философии и науки. Публикуются новые переводы трактатов Аристотеля, Фемистия, Александра Афродисийского, Плотина, Оригена, Максима Исповедника, Фомы Аквинского, Роберта Гроссетеста. Все они подробно откомментированы. Для уважаемых историков философии, богословия, науки, студентов гуманитарных специальностей, всех интересующихся историей античной и средневековой культуры и мысли.
От составителей: Это издание концептуально, тематически, а во многом и по составу участвующих авторов продолжает книгу "Философия природы в Античности и в Средние века" . В фокусе внимания работ, составляющих настоящий сборник, находится "космос", каким он представлялся в античной и ранней христианской философии. Это мог быть космос чувственный или умопостигаемый, исследуемый в своих универсальных или частных составляющих, внутри своих границ или же в отношении к тому,что лежит за его пределами, он мог полагаться вечным или преходящим. При этом он рассматривался не изолированно, но всегда в связи с высшими принципами. В античный период космос понимали как организм, живое существо, и рассуждение о нем было неотделимо от рассуждений о космических Душе или Уме, о причастности мира надкосмическому божественному началу. Та же особенность присуща и христианской космологии. Согласно многим Отцам Церкви, космос первоначально, еще прежде веков, творится Богом Отцом в Слове-Логосе, Сыне Божием, а затем посредством того же Логоса приводится в бытие; космос сохраняется Промыслом и обретает свое совершенство в святом Духе. Титулом "КОСМОС И ДУША" составители книги хотят подчеркнуть и другой важный аспект мировосприятия той эпохи: человек и окружающий его мир понимались не как обособленные объекты, но подразумевали, отражали и воспроизводили друг друга. В наши дни космология и антропология редко пересекаются. Прежде было "не так. Известное представление о человеке как "малом космосе" и о космосе как живом существе или даже "ином человеке", когда устройство одного воспроизводится в устройстве другого, не было лишь метафорой. Напротив, эту очевидность принимают за отправной принцип своих построений многие античные и христианские авторы. Принцип взаимосвязанности и отражения "всего во всем" определяет логическую структуру крупных философских и богословских произведений: они системны и органичны - один элемент в них подразумевает наличие другого. Когда Платон в "Тимее" повествует о создании мира, он необходимо говорит и о создании души как мировой, так и индивидуальной, а трехчастность последних воспроизводится в социальной иерархии его идеального Государства. Трактат "О душе" Аристотеля подразумевает наличие его же "Физики" и "Метафизики" ...