Искусство Федора Ивановича Шаляпина - гениального русского певца, ставшего по выражению М. Горького "символом русской мощи и таланта", и сегодня воспринимается во всем мире как высочайший образец.
Продолжатель реалистических традиций отечественного музыкального театра, Шаляпин обогатил и развил их, создав незабываемые образы в операх русских классиков - М, Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина. Свежесть трактовки, глубина и своеобразие отличали и спетые им партии западноевропейского репертуара, среди которых особенно выделялись Мефистофель в одноименной опере А. Бойто и "Фаусте" Ш. Гуно, Дон Базилио в "Севильском цирюльнике" Дж. Россини, Король Филипп в "Дон Карлосе" Дж. Верди.
Голос певца - высокий (баритональный) бас, basso cantante мягкого, бархатного тембра был поставлен от природы. Он славился не столько мощью и силой, широтой диапазона, сколько необыкновенной гибкостью, богатством интонаций, оттенков, уменьем передавать сложнейшую гамму переживаний. Виртуозно владея искусством бельканто, кантиленой, певец никогда не делал мастерство самоцелью, его пение всегда было наполнено, как писал дирижер А. ПазовскиЙ, "глубоким чувством и конкретной образной мыслью". Он всегда "пел, как разговаривал", но именно пел, интонировал слово музыкально, передавал смысл и значение слова через полнозвучную музыкальную речь". Подобно Карузо среди теноров и Титта Руффо среди баритонов, Шаляпин стал басом-эталоном", - утверждал итальянский певец Лаури-Вольпи.
Ф. И. Шаляпин родился 1/13 февраля 1873 года в Казани в семье писаря городской управы. Раннее его детство прошло в деревне Ометьево, и память певца на всю жизнь сохранила воспоминания о деревенских праздниках, хороводах. Первые народные песни Шаляпин услышал от своей матери. Мальчиком он пел в церковном хоре, необыкновенно быстро освоил азы нотной грамоты. Участие в церковных службах приобщало будущего певца к музыке, развивало природную музыкальность. "Священная песня. живет неразрывно и нераздельно с той простой равнинной песней, которая, подобно колоколу, также сотрясает сумрак жизни. Много горького и светлого в жизни человека, но искреннее воскресение - песня, истинное вознесение - песнопение", - писал Шаляпин в своей книге "Маска и душа"^.
"Первые театральные ожоги", по воспоминаниям Шаляпина, были связаны с ярмарочными гуляньями, выступлениями балаганного "деда" Якова Мамонова. А позже, попав в Казанский городской театр, юноша жадно впитывал впечатления от игры талантливых драматический актеров - В. Андреева-Бурлака, И. Киселевского, Н. Пальчиковой, посещал оперные спектакли с участием известного певца Ю. Закржевского. Тогда же Шаляпин начал выступать статистом в драматических и оперных представлениях ив семнадцать лет получил первый ангажемент в Уфу, став хористом в опереточной труппе С. Семенова-Самарского.
Дебют Шаляпина на сцене состоялся в небольшой партии Стольника в опере С. Монюшко "Галька" 18 декабря 1890 года. В первом своем бенефисном спе
Дополнительно: УВАЖАЕМЫЕ ПОКУПАТЕЛИ!
В СВЯЗИ С НЕСТАБИЛЬНОСТЬЮ ЭКОНОМИКИ В СТРАНЕ ОСТАВЛЯЮ ЗА СОБОЙ ПРАВО ИЗМЕНЯТЬ ЦЕНЫ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ И БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ. БЛАГОДАРЮ ЗА ПОНИМАНИЕ.
НА ДАННОМ ПОРТАЛЕ БЫВАЮ РЕДКО. ОТВЕЧАЮ НЕ БЫСТРО. ЭТО СВЯЗАНО С МОЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. НЕ ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОТЗЫВЫ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ ГРАЖДАН В МОЙ АДРЕС, КОТОРЫЕ НЕ ЧИТАЮТ ТО, ЧТО УКАЗАНО НИЖЕ: