В монографии раскрываются христианские основы миросозерцания Гоголя на всем протяжении его творческого пути. Подробно, с привлечением подготовительных материалов, мемуарных свидетельств, историко-литературных источников и бытовых реалий, анализируются главные гоголевские произведения: художественные циклы "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород", так называемые "петербургские повести", комедия "Ревизор", поэма "Мертвые души", книга "Размышления о Божественной Литургии". В качестве особого предмета анализа прослеживается история творческого "диалога" Гоголя с критиком В. Г. Белинским. Устанавливается тесная связь между художественной и публицистической мыслью Гоголя, выявляются "сквозные" и "узловые" темы, неизменно возникавшие в гоголевских произведениях на каждой новой ступени его духовного развития. Широта охвата материала позволяет показать, как гоголевское миросозерцание преломляется в осмыслении писателем самых разнообразных проблем изображаемой действительности, и обозначить в нем центральное "ядро" - любовь к патриархальному русскому быту и критику европейского секуляризованного материального прогресса.