Трубецкой Сергей Николаевич (1862-1905), князь, так называемый "религиозный философ", публицист, общественный деятель. Брат Е.Н. Трубецкого. Профессор и в 1905 первый выборный ректор Московского университета. Последователь В. С. Соловьева, в своей системе т. н. "конкретного идеализма" претендовал на преодоление "односторонностей" рационализма, эмпиризма и мистицизма. Труды по истории древнегреческой философии.
В своих исходных философских вдохновениях кн. С. Трубецкой всецело зависел от Соловьева. Однако ближайшее знакомство с творчеством С. Трубецкого убеждает в том, что влияние Соловьева имело лишь "вдохновляющий" характер, пробуждая его собственные интуиции. Принимая ряд идей Соловьева, С. Трубецкой всегда обосновывает их по-своему. В этих, если можно так сказать, "вторичных" построениях как раз и выявляется оригинальность С. Трубецкого, который всегда и во всем остается самим собой. С. Трубецкой не любил высказывать тех своих философских идей, которые он еще недостаточно выносил в себе и для обоснования которых у него еще не определились бесспорные для него самого аргументы. Те идеи, которые он защищал, он развивал всегда оригинально и с той убежденностью, которая свидетельствует о глубоком проникновении в душу этих идей. С. Трубецкой различает понятие личности (и ее сознания) и понятие индивидуальности; для него личное сознание не может быть отождествлено с индивидуальностью: "сознание человека, - пишет он, - не может быть объяснено ни как личное эмпирическое отправление, ни как продукт универсального, родового бессознательного начала". Это предварительное утверждение и ложится в основу его исследования о "природе" человеческого сознания.
Следует подчеркнуть прежде всего философскую стройность системы С. Трубецкого, Однако он не смог до конца вырваться из узких концепций трансцендентализма, не смог переработать влияния Соловьева, - но его "метафизический социализм", все учение о "соборной природе сознания" заключает в себе плодотворное семя. Если отбросить "шелуху" трансцендентализма, все еще очень сильно заметную у С. Трубецкого, то в его антропологии и космологии есть много оригинального и творческого.
В книгу вошли работы, наиболее ярко отражающие сущность учения философа - "Учение о Логосе в его истории"и "Основания идеализма"