В 1989 году Джон Кейдж (ученик Шенберга) на заданный ему вопрос, у кого он предпочел бы учиться, будь он молодым, ответил: 'У Джеймса Тенни'. Джеймс Тенни (1934–2006) – пианист, композитор, один из пионеров электронной музыки, теоретик, преподаватель композиции – центральная фигура американской музыки второй половины ХХ века, одинаково важная и для 'традиционалистов', и для 'экспериментаторов'. В предисловии к своему переводу книги Тенни Алексей Зацев пишет: 'Джеймс Тенни – один из последних наследников традиции, принимавшей музыку за науку, и претендовавшей на абсолютное знание. То есть, как теоретик (и, в большинстве случаев, как автор музыкальных сочинений) Тенни, зная, что живет в пост-кейджевских или пост-атомных обстоятельствах, и, судя по его активным отношениям с миром современного искусства, желая попасть в будущее, все равно продолжал традицию поиска философского камня. Джеймс Тенни хотел создать новую всеобъемлющую теорию гармонии. Современные учебники теории гармонии он сравнивал с книгами по этикету в отношении к теории человеческого поведения или поваренным книгам в отношении к теории химии'. 'История консонанса и диссонанса' – это попытка разобраться с путаницей, которая тесно окутала значения слов 'консонанс' и 'диссонанс', попытка проследить историческое развитие концепций консонанса/диссонанса от Пифагора и Аристоксена до Рамо и Гельмгольца. Таких концепций Тенни насчитывает пять.