В настоящее время существует определенный набор стереотипных искажений в представлении принципов "медленного чтения" как любого чтения, внимательного к деталям. С другой стороны, современный исследователь во многом находится под влиянием дискуссий 1910-х – 1920-х гг. вокруг принципов "медленного чтения", преемственности и противоборства интерпретации и изучения в русской филологии первой четверти XX вв. Так, полемические замечания Ю.Н. Тынянова о литературе как "объекте игры" (для интерпретатора, владеющего приемами "медленного чтения") и Б.В. Томашевского, назвавшего Достоевского родоначальником метода "углубленной интерпретации", во многом обозначают конструктивные свойства "медленного чтения" и, в свою очередь, требуют прояснения исторического контекста, определившего направления филологической работы на долгие десятилетия вперед.
С точки зрения современного осмысления принципов "медленного чтения" интересна исследовательская мотивация, равно как и неизбежные колебания равновесия между интерпретацией и изучением, между индивидуальным вúдением, с одной стороны, и изучением разных аспектов традиции через смену исторических эпох и типов художественного сознания, с другой.
Задача труда – проложить путь в "бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства" (Л. Толстой) – представить новые опыты перечитывания и одновременно теоретические основания современной теории чтения.