ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые в России представляет столь масштабную выставку работ грузинских художников первой трети ХХ века. Произведения Нико Пиросманашвили (Пиросмани) (1863–1918), Владимира (Ладо) Гудиашвили (1896–1980), Давида Какабадзе (1889–1952), Кирилла Зданевича (1892–1969), Александра Бажбеук-Меликова (Меликяна) (1891–1966), Елены Ахвледиани (1901–1975), Ираклия Гамрекели (1894–1943), Петрэ Оцхели (1907–1937) и Зиги (Сигизмунда) Валишевского (1897–1936). Всего собрано более 200 произведений живописи, станковой и театральной-декорационной графики из крупнейших музейных и частных собраний России и Грузии. В начале ХХ века авангардная мысль оказала сильнейшее воздействие на разные виды искусства в Грузии: живопись, литературу, музыку и театр. Тифлис стал центром творческого эксперимента, "маленьким Парижем". Культурная жизнь города была насыщена событиями. В 1910-е годы Д. Какабадзе, братья Зданевич, А. Бажбеук-Меликян и др. отправились из Грузии на учебу в Санкт-Петербург и Москву. Они активно включились в столичную художественную жизнь, сблизились с представителями русского авангарда, участвовали в выставках и диспутах, выступали с художественными манифестами. В 1912 году петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец, поэт-футурист Илья Зданевич "открыли" творчество Пиросмани сначала русской, а затем и европейской публике. В начале 1920-х многие грузинские художники отправились в Париж, где познакомились с А. Дереном, А. Модильяни, А. Марке, Ф. Леже, Л. Фужитой, а также с русскими авангардистами М. Ларионовым и Н. Гончаровой. Л. Гудиашвили учился в Академии Рансона, К. Зданевич – в Академии Гранд Шомьер. В Париже прошел ряд выставок с участием грузинских художников. Интеллектуальная жизнь процветала в Тифлисе и после советизации Грузии в 1921 году. Авангардный эксперимент продолжался на протяжении 1920-х годов. В марте 1924 года была создана группа "H₂SO₄", члены которой издавали журнал под тем же названием.
СОДЕРЖАНИЕ
Нана Шервашидзе
Тифлисский авангард - персоны фантастического города.
Луиджи Магаротто
Постсимволизм, футуризм и дадаизм в Грузии.
Вера Терехина
"Только мы - лицо нашего времени!": грузинский след в русском футуризме.
Марина Медзмариашвили
Пути авангард Париж-Москва-Тифлис.
Джон Э.Боулт
От "41°" до H₂SO₄": авангард в Тифлисе.
Нина Геташвили
"В театре вновь забился пульс..." (Язык авангарда в грузинской сценографии 1920-х годов)
Кетеван С.Кинцурашвили
Все начиналось с Пиросмани...
Нана Шервашидзе
Кирилл Зданевич - художник-экспериментатор.
Альбом
Каталог (на русском и английском языках)
Биографии художников
Фильмография
Вкладки 2-6. Михаил Ле-Дантю
Кавказский альбом. Зарисовки путешествия по Кавказу и записи на 133 листах. 1912-1913 г
Вкладка 7. Фотографии и плакаты из архива АО "Грузия-фильм". Конец 1920-х - начало 1930-х
Вкладки 8-10. В Каменский, А.Крученых, К.Зданевич. Книга "1918"
В оформлении использованы архивные фотографии, снятые в Грузии в конце XIX-начале XX веков.