На примерах мастеров европейского и советского искусства автор разрабатывает проблемы формообразования в связи с особенностями восприятия зримого мира живописцами, скульпторами, графиками.
Книга, предлагаемая читателю, посвящена сложным и малоисследованным аспектам изобразительного творчества. Она рассматривает зависимость образования пластической формы произведения от своеобразия восприятия художником материальной среды. Предметная форма испытываемых впечатлений на всех уровнях восприятия, от самых первичных, чувственных, до высокого духовного обобщения увиденного и пережитого, имеет для живописца, скульптора и графика принципиальное значение. Разумеется, она присуща вообще любому человеческому восприятию, но в изобразительном творчестве эта общая способность предметного восприятия приобретает исключительное развитие и значение. В активной возможности увидеть отражение духовного смысла явления в его материальных признаках заключена предварительная основа для развивающегося в процессе творчества образования пластической формы произведения искусства. Более того, в этом заключается сама способность к художественному формотворчеству. В книге подробно рассматриваются дополнительные условия для анализа изобразительного произведения, которые ставит перед исследователем предметный характер мышления художника, и предлагаются в этой связи некоторые методологические разработки исследования изобразительного творчества
Под словом "предмет " здесь, прежде всего, подразумевается объект изображения и одновременно любая материальная среда, окружающая людей в их жизни. Под словом "форма" имеется в виду пластика художественного произведения, возникающая в ходе творческого акта. Книга иллюстрирована.