Пер. с франц.
Владимир Янкелевич (1903–1985), французский философ. Родители – выходцы из России; отец, Самуил Янкелевич, был первым переводчиком Фрейда на русский язык. Окончил Высший педагогический институт. В 1933 защитил докторскую диссертацию по философии Шеллинга. После защиты преподавал во Французском институте в Праге, в Тулузском университете (1936–1937), затем в Лилле (1937–1939). В 1939 был мобилизован, в следующем году получил ранение; тогда же был отозван из армии в соответствии с чрезвычайными законами коллаборационистского правительства Виши. Участвовал в Сопротивлении, в частности в составе Национального университетского фронта. В июне 1945 был восстановлен в гражданских правах. После освобождения Франции читал курс лекций в Лилльском университете. Там в 1949 опубликовал "Трактат о добродетелях". С этих пор этическая проблематика заняла центральное место в творчестве Янкелевича; другим постоянным предметом интересов была музыка. В 1951–1978 преподавал этику и моральную философию в Сорбонне.
В центре внимания Янкелевича – проблемы человеческого существования, морального действия, морального сознания. Философия в его понимании не созерцательна, а деятельна, сопряжена с движением реальности и вплетена в него. Для него характерно динамическое видение реальности как пребывающей в процессе постоянного становления. Это связано в определенной мере с влиянием философии Бергсона, которому он посвятил в молодости несколько статей, а позже – обширное исследование "Анри Бергсон" (1931). Бергсоновская концепция способствовала и пробуждению у Янкелевича интереса к проблеме времени, которую он исследовал в различных аспектах, рассматривая разрушительную и созидательную, творческую сторону времени. В моральном аспекте темпоральность предстала в работах Янкелевича как последовательность актов выбора, которые совершает человек в течение своей жизни. Янкелевич размышлял о сути моральной позиции человека в мире, полагая, что источником морального действия является потребность в любви, а для достижения морального состояния требуется постоянное волевое усилие, воля к действию. В своей философии морали Янкелевич доказывал непреложность морального обязательства, которым должен руководствоваться человек. Мораль, любовь, творчество, составляющие ключевые элементы его концепции, не являются в его понимании некими абстрактными идеями; это чувственные реальности, переживаемые индивидуальным сознанием. Ряд работ Янкелевича посвящен анализу конкретных феноменов морального сознания.
Среди других его трудов – "Одиссея сознания в философии позднего Шеллинга" (1933), "Альтернатива" (1938), "Равель" (1939), "О лжи" (1941), "Зло" (1947), "Дебюсси и тайна мгновения" (1949), "Ирония" (1950), "Первая философия" (1954), "Ригоризм и моральная жизнь" (1956), "Необратимость и ностальгия" (1974), "Парадокс морали" (1981).