Анри де Монтерлан (1895-1972) - человек трагической судьбы, выдающийся французский романист, один из крупнейших представителей интеллектуального театра XX века и продолжатель классической традиции французской культуры.
В панораме французской литературы ХХ века фигура Анри Монтерлана выделяется множеством масок, прикрывавшими истинную природу его творческой и личной жизни, целыми рядами мистификаций, организованных не столько ради того, чтобы провести в жизнь особый взгляд на мир, и такой массой разного рода легенд, иные из которых увидели свет не без собственного участия писателя, что еще в 1949 г. один из критиков мог с полным на то правом заметить, что ни об одном другом авторе не было написано и сказано столько глупостей, как о Монтерлане. Дневники 1930-1944 открывают читателю другого Монтерлана - нельзя сказать, что более истинного, ведь он, думая о возможности публикации, соблюдал известную осторожность и , как выяснилось в последнее время, издавал их с купюрами, подвергая цензуре наиболее сокровенные записи.
Отзыв:
"Коллаборационист-тореро воспевающий "маскулинность" и презирающий бытовуху, любитель Плутарха, Вергилия и Шатобриана, женоненавистник с примесью мизантропа и просто модник)
Очень много точных мыслей и высказываний, а также цитат из литературы разных эпох. Дневник напоминает скорее сборник афоризмов и фрагментарных описаний нравов французского общества того времени. При чтении возникает ассоциации с Д'Аннунцио из за схожего стиля письма. Некоторым возможно не понравиться заносчивость декадента-около-фашиста, возносящего себя до уровня божества, но прочесть это безусловно стоит!
На последок вольная интерпретация одной из его дневниковых цитат: "Если бы Вергилий воскрес и устроил публичное чтение новой песни из "Энеиды", собрались бы девушки (шалашовки) с "интеллектуалами" и единственная вещь которую они увидели бы после чтения, что складки на его брюках не отглажены."/RodkaKaravaev/