Выдающийся александрийский философ, филолог и богослов Ориген (185-253) - один из выдающихся представителей раннехристианского богословия и библейской филологии. В настоящее издание включен его знаменитый трактат "О началах" - первый опыт христианской догматической системы, в котором вероучение христианства было изложено в категориях эллинской мысли (перевод с латинского выполнен в Казанской духовной академии в конце XIX века), а также 6-я книга "Толкований к Евангелию от Иоанна", ранее на русский язык не переводившаяся.
Трактакт "О началах" был написан, вероятно, около 228-230 гг. и знаменовал собой конец пребывания Оригена в Александрии. Отметим, что данный трактат был выпущен без ведома и вопреки желанию Оригена его другом Амвросием. Этот труд дошел до нашего времени в переработке Руфина (IV век), на латинском языке (цель переработки – смягчение осужденного учения Оригена). Кроме того, два обширных отрывка III и IV книг трактата сохранились в составе хрестоматии, составленной Василием Великим и Григорием Назианзином, под названием "Добротолюбие".
Все сочинение разделено на четыре части или книги: "1 книга. О мире духовном (Бог, Логос, Святой Дух, ангелы)", "2 книга. О материальном мире и человеке", "3 книга. О свободе воли, о грехе, искуплении и эсхатологии", "4 книга. О Священном Писании и принципах его понимания".
"Толкования к Евангелию от Иоанна" относятся к экзегетическим сочинениям Оригена. Они были написаны в опровержение гностического учения Гераклеона (последователя Валентина), также составившего толкования к Евангелию от Иоанна. Всего Оригеном было написано 32 книги этих Толкований, до нашего времени из них дошло лишь 9. Книга 6-я Толкований содержит объяснение первой главы данного Евангелия, 19-29 стихов. Необходимо отметить, что данное издание одного из главных трудов Оригена не является научно подготовленным и потому может использоваться лишь в качестве популярно изложенного дополнительного текста при изучении истории христианской богословской науки.
Нужно сказать, что среди выдающихся подвижников и ученых ранних веков христианства Оригену действительно по праву принадлежит одно из первых мест. Однако в некоторых своих творениях он весьма сильно отклонялся от Священного Предания Церкви. Во взглядах Оригена очень много спорного и более того - еретического. Так, он признавал предсуществование душ и реинкарнацию; утверждал, что спасение уготовано всем, в том числе отпавшим духам. В результате уже при императоре Юстиниане, в 543 году, на V Вселенском Соборе, его учение было осуждено как еретическое, а сам он предан анафеме.
Для специалистов, занимающихся исследованиями в области догматического богословия (в целом), общей церковной истории, истории Вселенских Соборов, ересеологии, религиозной философии, патристики, библеистики, раннехристианской экзегетики.
Для исследователей, изучающих жизненный путь и богословскую биографию Оригена, Александрийскую богословскую школу в целом.