Собрание памятников культуры и искусства стран Ближнего и Среднего Востока, хранящееся в Государственном Эрмитаже, является одним из лучших в мире. С особенной полнотой представлены здесь материалы Ирана, среди которых наиболее замечательна самая большаяв мире коллекция сасанидских серебряных изделий. Если в самом Иране их не более десятка, в собраниях музеев Франции, Англии и Америки - единицы, то коллекция Эрмитажа насчитывает пятьдесят предметов и является эталоном подлинности этого замечательного искусства. Большинство серебряных сасанидских предметов - кувшины и чаши для вина, вазы для фруктов, подносы для подарков - употреблялось в быту феодалов. Но им присущ и ритуальный характер. Сцены из эпоса, охота, пиршество, пляски (правда, может быть, культовые), мифические существа из древнеиранского пантеона, и среди них главным образом те, которые служили символом блага и радости, - вот основные сюжеты, представленные на произведениях сасанидской торевтики.
Коллекция сасанидского серебра, хранящегося в Эрмитаже, не только свидетельство искусства его мастеров, но и источник изучения истории и культуры прошлого. Мастера сасанидского Ирана (III-VII вв.) создали замечательные памятники искусства и художественного ремесла. Творения прославленных сасанидских архитекторов - колоссальные дворцы и храмы - славились на Востоке в течение многих веков. Одной из достопримечательностей Ирана, неоднократно описываемой многими средневековыми авторами, являлись громадные наскальные рельефы, прославляющие победы сасанидских царей. Шелковые ткани и ковры, вытканные в Паллугте или Шустаре, вызывали восхищение византийских императоров. Оружие и доспехи, кованные в Мерве, были широко известны в Китае и Индии, изделияиз драгоценных металлов расходились далеко за пределы Ирана. Караваны иранских купцов везли драгоценную посуду и оружие в Китай и на Волгу, корабли, груженные парчой и благовониями, достигали Египта и Греции. Искусство сасанидского Ирана по мере расширения связей с другими народами органически впитало в себя некоторые черты культуры Индии, Средней Азии, Византии, Кавказа и даже Китая. В свою очередь предметы сасанидского искусства, попадая в соседние страны, оказывали влияние на развитие искусства другихнародов. Такой обмен культурными ценностями, протекавший несколько столетий, был одной из основных причин появления сходных черт в культурах народов, живших на громадной территории от Восточного Туркестана и Средней Азии до Кавказа. Предлагаемая вниманиюкнига, в которой содержится описание и исторический анализ прославленной эрмитажной коллекции, - итог многих лет работы над произведениями, хранящимися не только в Советском Союзе, но и в собраниях Ирана и крупнейших музеев мира. Торевтика - один из видовискусства сасанидского Ирана. Но на его примере в книге делается попытка раскрыть закономерности развития культуры страны того времени.