В 1972 году Яннис Рицос составляет и издает цикл монологических поэм написанных в разные периоды жизни под общим названием "Четвертое измерение".
Собирая в единый сборник свои поэмы-монологи написанные в разное время, смею предположить, что Рицос пытался осмыслить ту главную задачу или идею, которая все время подспудно владела им. Мы ведь не всегда в состоянии осмыслить все то, что с нами происходит. И только с высоты времени, пройдя определенный путь, мы способны осмыслить пройденное, понять его и, может быть, осознать свою миссию на этой земле. Для Рицоса "Четвертое измерение" это не подведение итогов. Это попытка в едином строении сформулировать главное кредо своего мироощущения, миропонимания и если хотите миросуществования.
Для греческой литературы обращение к мифу, к древней истории не является чем-то необычным. Вспомним Кавафиса, "Мифисторимы" Сефериса, "Апологию Сократа" Варналиса и др. Для Рицоса обращение к мифу отличается от многих авторов тем, что Рицос пытается в своем "Четвертом измерении" ужать пространство от античного мифа до наших дней, убирая из него все лишнее наносное, вневременное. И все лишь для того, чтобы еще глубже взглянуть на основные проблемы человека: Жизнь, смерть. Для Рицоса миф не является чем-то раз и навсегда законсервированным, он пытается увидеть в нем новую реальность, переосмыслить мотивировки поступков, проникнуть во внутренний мир человека и драматическими средствами раскрыть потайную сущность пружин человеческих поступков. У Сефериса есть такие строчки: "И душа, если она хочет познать себя в душу другую должна заглянуть и та ей покажет как в зеркале чужестранца или врага". Рицос дает читателю, а при сценическом воплощении – зрителю, проникнуть в самое нутро души человека, которое можно понять только через раскрытие внутренних мотивировок, в литературе словами и образами, на сцене звуком, пластикой и мизансценой.