Мишель Поль Фуко (1926-1984) - французский философ, теоретик культуры и историк.
"Слова и вещи" - это одна из самых трудных и неоднозначных работ французского мыслителя. Фуко исследует здесь те исторически изменяющиеся структуры ("исторические априори"), которые определяют условия возможности мнений, теорий или даже наук в каждый исторический период, и называет их "эпистемами". Фуко противопоставляет "археологию", которая вычленяет эти эпистемы, историческому знанию кумулятивистского типа, которое описывает те или иные мнения, не выясняя условий их возможности. Основной упорядочивающий принцип внутри каждой системы - это соотношение "слов" и "вещей". Соответственно различию в этом отношении Фуко вычленяет в европейской культуре нового времени три "эписистемы":
- Ренессансную (XVI век), в которой слова и вещи тождественны друг другу, непосредственно соотносимы друг с другом и даже взаимозаменяемы (слово-символ);
- Классическую (рационализм XVII-XVIII веков), в которой слова и вещи лишаются непосредственного сходства и соотносятся лишь опосредованно - через мышление, в пространстве представления (слово - знак в системе знаков);
- Современную (с конца XVIII-начала XIX века и по настоящее время), в которой язык, чем дальше, тем больше замыкается на самом себе, обнаруживает свое самостоятельное бытие. Слово-символ, слово-образ, слово-знак, слово, замкнутое на самом себе, - таковы основные перипетии языка в новоевропейской культуре. В познавательном пространстве они определяют, по Фуко, и взаимосвязь элементов, более или менее опосредованно соотносимых с языком.
Отличительным признаком этой трехосновной эпистемы оказывается проблема человека как биологически конечного существа, обреченного на труд под страхом голодной смерти и пронизанного структурами языка, созданного не им, возникшего раньше него.
"Слова и вещи" относятся к середине творческой биографии Фуко. Здесь он обобщает замысел исследований предшествующих двух лет, и прежде всего работ "Психическая болезнь и личность" (1954), "Безумие и неразумие: история безумия в классический век" (1961), "Рождение клиники: археология взгляда медика" (1963). Материал, который привел Фуко к его основной концепции, был связан с проблемами медицины, в частности психиатрии, и их связью с социальными условиями. Все эти работы, также как и "Слова и вещи", ставят целью описание тех общезначимых установок мышления и мировосприятия. которые обуславливают возникновение тех или иных культурных и общественных явлений.
Работы, написанные после "Слов и вещей" - "Археология знания", "Что такое автор?", "Порядок речи", "надзор и наказание" - развивают основной замысел Фуко, внося в него существенные изменения.
При всей кажущейся абстракции построений Фуко, виден трезвый, кропотливый, систематический труд ученого, хотя и лишенный позитивных социальных перспектив, но тем не менее несущий в себе ощутимый заряд интеллектуального критицизма