"Анти-Солженицын" - так можно было бы назвать эту книгу известного российского публициста. Очевидная тенденциозность, закамуфлированная под объективность, подбор "выгодных" свидетельств и источников и замалчивание "невыгодных", искаженное цитирование исторических документов - такова "исследовательская" технология Солженицына, которую писатель использует в произведении "Двести лет вместе". Эту тайную технологию и "рассекречивает" в своей книге Марк Дейч.
"В предисловии к книге известный российский историк Геннадий Костырченко пишет: "Вступившему в полемику с Солженицыным Дейчу пришлось отстаивать принципиальные для него ценности и, самое важное, необходимо было донести до неумудренного в русско-еврейской истории обывателя, лихорадочно раскупавшего - как горячие пирожки - более чем стотысячный тираж солженицынского двухтомника "Двести лет вместе", что "причастился" он не к бесспорному откровению, в чем его старались уверить, а к версии, весьма далекой от истины. Собственно, разоблачением деформирующих историю ходульных, въевшихся в массовое сознание мифов, кои и составляют основу труда современного литературного классика, главным образом, и занят Дейч. Не будучи профессиональным историком, но весьма опытным мастером журналистского расследования, он сумел - возможно, по наитию - понять и ухватить главное: трагическая неразрешенность национального вопроса, ставшая одной из причин революции и исходным пунктом других бед, обрушившихся на Россию в ХХ веке, коренилась прежде всего в реакционной природе самодержавия, которое пало отнюдь не вследствие пресловутого "жидомасонского заговора", а в результате глубокого и универсального системного кризиса, подточившего фундаментальные основы российской государственности. Опираясь на яркие и убедительные свидетельства и оценки Сергея Витте, других влиятельных и посвященных в тайны двора царедворцев, Дейч доказывает, что юдофобия генерировалась самой властью, культивировавшей в обществе национальную нетерпимость и вражду и таким парадоксальным образом самолично приближавшей свой конец. Тогда как не желающий признавать очевидное и находящийся в плену почвеннических мифов Солженицын беспомощно упражняется в поиске эвфемизмов…". /"Московский комсомолец"/