Запись отдельных вариантов армянского эпоса началась с 1864 года. В устах сказителей армянский национальный эпос носил несколько названий, так как сказители передавали только отдельные части и соответственно называли эти разделы. Мужчины и женщины, люди старшего поколения и глубокие старцы на различных армянских диалектах и говорах, нараспев и ритмической речью передавали народные сказания.
Из-за обилия вариантов эпоса, пестроты имен героев, неоправданной подробности или краткости описания эпизодов возникла необходимость обработать и систематизировать записанные отрывки. Было решено создать сводный текст армянского эпоса, озаглавить именем одного из героев, ярких и жизнедейственных и в то же время наиболее земных и народных.
Такая сложнейшая работа была проведена в Армянском филиале Академии наук Союза ССР комиссией в составе проф.Г.Абова, проф. М.Абегяна и А.Галаняна.
Развитие основной нити эпоса - это ход перевоплощений в подлинного человека сил природы. Из четырех поколений героев наиболее человечен Давид, сын Мгера Старшего, внук Санасара, отец Мгера Младшего. Именно он стал выразителем устремлений армянского народа к освобождению от чужеземного ига и воплощением коллективной моща народа.