В новой книге теоретика искусства и культуры Михаила Ямпольского изучаются деформации и трансформации визуальности в культуре XIX-XX веков. Внимание этой эпохи постоянно обращено к аномальным зрительным ситуациям, когда нарушается дистанция между наблюдающим и объектом наблюдения и начинает действовать 'близкое' зрение, вплотную 'налипающее' на глаза зрителя. Так бывает при воспроизведении микроскопических процессов, при объемном восприятии плоских фигур, при отделении цвета от контура, при зеркальном удвоении субъекта, при словесном воссоздании телесных соприкосновений. Все это не просто явления физиологии, но и факты культуры, и автор книги рассматривает их на широком философском и художественном материале - через теории Канта и Гуссерля, рисунки С.Эйзенштейна, кинофильмы А.Сокурова, книги Эдгара По, Пруста и Набокова, стихи А.Драгомощенко. Предназначается специалистам по искусствоведению и теории культуры, а также более широкой публике, интересующейся этими вопросами.