Культовая книга всемирно известного ученого-филолога М.М. Бахтина (1895 - 1975) была закончена в 1940 году, а опубликована только четверть века спустя - в 1965 году, и на многие годы определила развитие мировой науки о литературе.
Народной смеховой стихии, по Бахтину, противостоит, с одной стороны, официально-серьезная культура, с другой - критико-отрицающее начало сатиры последних четырех веков европейской культуры.
Празднества карнавального типа, смеховые действа и обряды, их сопровождающие, различные формы и жанры фамильно-площадной речи - вот предмет изучения выдающегося ученого. В книге описана и пророческая силе шутовства, и структура формирования и действия бранной матерной речи.
Работа Бахтина остается революционной до сих пор, открывая и объясняя историю и структуру тысячелетнего развития целого мира народной смеховой культуры, приемами которой в той или иной форме пользуется каждый и в повседневной жизни, подчас не замечая этого.
"...Но непосредственным предметом нашего исследования является не народная смеховая культура, а творчество Франсуа Рабле. Народная смеховая культура, в сущности, необозрима, и, как мы видели, чрезвычайно разнородна в своих проявлениях. По отношению к ней наша задача чисто теоретическая - раскрыть единство и смысл этой культуры, ее общеидеологическую - миросозерцательную - и эстетическую сущность. Разрешить эту задачу лучше всего можно там, то есть на таком конкретном материале, где народная смеховая культура собрана, сконцентрирована и художественно осознана на своем высшем ренессансном этапе - именно в творчестве Рабле... В его творческом мире внутреннее единство всех разнородных элементов этой культуры раскрывается с исключительной ясностью. А ведь его произведение - это целая энциклопедия народной культуры.
Но, используя творчество Рабле для раскрытия сущности народной смеховой культуры, мы вовсе не превращаем его только в средство для достижения вне его лежащей цели. Напротив, мы глубоко убеждены, что только в свете народной культуры можно раскрыть подлинного Рабле, показать Рабле в Рабле. До сих пор его только модернизировали: его читали глазами нового времени (преимущественно глазами XIX века, к народной культуре наименее зоркими) и вычитывали из Рабле только то, что для него самого и его современников - и объективно - было наименее существенным. Исключительное обаяние Рабле (а это обаяние может почувствовать каждый) до сих пор остается необъясненным. Для этого необходимо прежде всего понять особый язык Рабле, то есть язык народной смеховой культуры". М.М. Бахтин.
Содержание.
Введение. Постановка проблемы.
1. Рабле в истории смеха.
2. Площадное слово о романе Рабле.
3. Народно-праздничные формы и образы в Романе Рабле.
4. Пиршественные образы у Рабле.
5. Гротескный образ у Рабле и его источники.
6. Образы материально-телесного низа в романе Рабле.
7. Образы Рабле и современная ему действительность.
Приложение. Рабле и Гоголь