В монографии прежде всего дается аналитический очерк ранних верований и типов шаманской практики на Японских островах в начале первого тысячелетия н.э. При этом учитывается неоднородность населения как в этническом, так и в культурном отношении, что сказалось на процессе складывания различных культурных и литературных форм. Рассматривается становление японской поэзии древности в сложном культурном пространстве - между ранними племенными обрядами и заимствованными из Китая развитыми культовыми представлениями и формами.
Основная часть книги как раз и посвящена проблемам становления ранних литературных тенденций и форм. На материале древнейших японских трактатов по поэтике поднимается вопрос о начальной фазе литературной саморефлексии, о роли и месте песни (поэзии) в контексте раннесредневекового культурного универсума. Предпринимается попытка заполнить лакуны между ритуально-магической сферой текстовой деятельности и ранним письменным поэтическим творчеством, установить непрерывность развития текстовой культуры от архаической словесности к литературе на разных уровнях, включая уровень композиции как отдельной песни, так и антологию в целом, движение различных концептов на пути от архаической магии к литературному приему, соотношение мелодического и нарративного аспектов и т. п.
В Заключении делаются некоторые обобщения и выводы из всего предложенного материала, касающиеся общих закономерностей перехода от "словесности" к литературе.
Содержание.
Глава 1. Мифо-ритуальный комплекс мира Ямато. Фольклорно-этнические зоны. Ранние влияния.
Глава 2. Ритуальные тексты раннего государства Ямато. Тексты "норито". Тексты "сэмме". Песни "ооута".
Глава 3. Песня (ута) в древней картине мира. Мифопоэтический модус ранней японской поэзии. Слово и музыка. Слово и вещь. Мифологема взгляда. Начальный этап жанровой стилевой классификации.
Заключение.
Тираж 1 500 экз.