Предваряя краткие комментарии к настоящему изданию, следует сказать, что орнамент относится к древнейшим видам художественной деятельности. Поначалу в простейших формах и на примитивной бытовой утвари он сопровождал историю человечества с момента ее зарождения. Казалось бы, неотделимый от тех предметов, на поверхности которых он находится, будь то керамические сосуды или настенные росписи, орнамент, безусловно, представляет собой самостоятельную эстетическую ценность. Он может и должен рассматриваться и изучаться как особый вид художественного творчества. Вместе с тем, как изначально, так и в процессе эволюции, включая эпоху Средневековья, орнамент не только украшал те или иные поверхности, но и являлся воплощением определенных понятий. Условные формы, служащие обозначениями понятий добра, благополучия, плодородия, защиты, имеющих основополагающее значение для любого человеческого сообщества, тем более в древности, включались или составляли орнаментальные композиции