Настоящая монография примыкает к книге автора "Категории средневековой культуры" и посвящена изучению культуры средних веков, представлений средневекового человека о мире и о себе, малоизученной теме - культуре широких масс народа в эпоху средневековья..
Книга развивает ранее начатое научное исследование по нескольким линиям. Прежде всего автор пытался восстановить ряд категорий средневекового миропонимания и группировал материал вокруг нескольких основополагающих его элементов: время-пространство, право, труд, собственность-богатство. В интересах анализа перечисленные элементы были вычленены из сплошной всеобъемлющей ткани средневековой культуры.
В книге оспаривается распространенная точка зрения, согласно которой западноевропейская культура сводилась к культуре образованных слоев общества. Автор утверждает, что народная культура существовала и не представляла собой упрощенной версии церковно-аристократического мировосприятия, но была самобытной стихией, так и не обузданной церковью, несмотря на все ее усилия.
Эта книга - не философия и не история культуры, не средневековая эстетика; скорее, она представляет собой попытку антропосоциологического рассмотрения одного пласта культуры средних веков, практически не изученного. Поэтому памятники, относящиеся к VI-XIII столетиям, интерпретируются с целью раскрытия определенного глубинного пласта культуры в известном смысле "синхронно". То есть, автора интересовала в первую очередь не история культуры на протяжении указанного периода, а а внутренняя ее система, которая оставалась малоподвижной и все вновь и вновь воспроизводила свои основные черты.
Содержание.
Глава 1. Народная культура и среднелатинская литература от Цезария Арелатского до Цезария Гейстербахского.
Глава 2. Крестьяне и святые.
Глава 3. Народная культура в зеркале "Покаянных книг".
Глава 4. "Божественная комедия" до Данте.
Глава 5. "Светильник": популярное богословие и народная религиозность средних веков.
Глава 6. "Верх" и "низ": средневековый гротеск.
Послесловие.
Тираж 10 000 экз.