"Божественную комедию" можно назвать поэтической и метафизической энциклопедией позднего Средневековья. Многоступенчатая композиция великой поэмы, первого памятника литературного итальянского языка, уводит читателя в глубь столетий, к основам христианской культуры, с которыми сопряжено величие замысла Данте. На выходе - она устремлена к свету грядущего Ренессанса, которому Данте подготовил литературную почву на родной земле. "Поэзии Данта свойственны все виды энергии, известные современной науке. Единство света, звука и материи составляет ее внутреннюю природу. Чтение Данта есть, прежде всего, бесконечный труд, по мере успехов отдаляющий нас от цели. Мне не на шутку приходит в голову вопрос, сколько подметок, сколько воловьих подошв, сколько сандалий износил Алигьери за время своей поэтической работы, путешествуя по козьим тропам Италии.
Задолго до Баха, и в то время, когда еще не строили больших монументальных органов, но лишь очень скромные эмбриональные прообразы будущего чудища, когда ведущим инструментом была еще цитра, аккомпанирующая голосу, Алигьери построил в словесном пространстве бесконечно могучий орган и уже наслаждался всеми его мыслимыми регистрами, и раздувал меха, и ревел, и ворковал во все трубы" (О.Мандельштам).