Эдгар Аллан По (1809-1849), этим именем начинается "Литературная история Соединенных Штатов Америки". Изобретатель жанра детективной новеллы и научного подхода к литературе, создатель критической теории и первых урбанистических рассказов. Через переводы Бодлера, его идеи серьезно повлияли на французских символистов, и через них, хоть и в довольно странном виде, вошли в эстетику современного модернизма. По выражению гениального Х.Борхеса, "По стал прародителем бесчисленных теней". Человек глубоко несчастной судьбы, самый мистический и парадоксальный писатель своего времени, он так говорил о себе: " Если во многих моих сочинениях предметом является ужас, то это ужас из собственной души".
Увлечение публики всякого рода суевериями и предрассудками, "таинственным" и "загадочным", всем, что связанно с потусторонним миром, душевными болезнями, служило, да и сейчас служит предметом разных газетных сенсаций, сыграло свою роль в появлении рассказов-кошмаров. Эдгар По мастерски использует этот интерес толпы в своих литературных целях, переиначивая и обыгрывая расхожие представления массового сознания.
По изучает ощущения, возникающие в пограничье между сном и явью. Рисует условные модели поступков людей, движимых жаждой мщения за нанесенные оскорбления или несправедливость. Он исследует чувство ужаса и способность сохранить рассудок перед лицом неминуемой гибели и тем самым раздвигает границы интуитивного постижения действительности. Сила его гения убедительно показывает, как эмоциональное восприятие мира происходит с помощью подсознания, зачастую минуя разум.
Таков один из знаменитейших шедевров Эдгара По "Колодец и маятник".
Бумага плотная мелованная.
Тираж 3 тыс. экз.
Отпечатано в Латвии.