"К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля".
В киге рассматривается главным образом тот особый аспект искусства, который (в отличие от эстетического и философского аспекта) связан с функционированием последнего в обществе: - в качетсве социального организма; - в качетсве своеобразного социального отношения; - в качестве определенной области разделения труда; - в качестве предмета "производства" одних сословий и предмета "наслаждения" других.
Однако, причем здесь Платон и Аристотель? Дело в том, что история античной мысли об искусстве открывает целый ряд "новых" фактов, которые лежали на поверхности, но как-то не привлекали внимания. Факты эти касаются именно социологической функции искусства, о которой античные мыслители имели гораздо более основательное представление. чем в XVI и XVII, XVIII и далее - XIX века. Эти факты касаются решения таких проблем, как проблема "потребительского общества" или "свободного времени", проблема "массового сознания". Причем все эти проблемы рассматривались и решались в органической связи с "проблемой искусства", а чаще всего - на примере самого искусства и эстетического сознания.
Содержание
Введение. О соотношении социологического и эстетического подходов к искусству. Шпенглеровская трактовка "аполлоновского" искусства; ликвидация проблемы доступности искусства применительно к античности.
ЧАСТЬ 1. Платоновский идеал и греческое искусство
- Гетерогенность платоновского идеала - Социальное отношение: "делатель"-"знаток" - Платоновский идеал и проблема наслаждения - "Подражательные" искусства в свете этического идеала Платона - Вопрос об истинности "подражательных" искусств - "Принцип наслаждения" как принцип толпы - "Принцип наслаждения" и "тиранический человек" - Проблема доступности искусства. - Аристофан - свидетель раскола эстетического сознания. - Аристофан и Платон: две формы аристократического миросозерцания - Место искусства в идеальном государстве Платона - Искусство как орудие Справедливости - Искусство против досуга - Искусство в свете идеала египетской неподвижности - Реальный смысл эстетической программы Платона.
ЧАСТЬ 2. Искусство в сете этико-политического миросозерцания Аристотеля
- "Реалист" Аристотель против "романтика" Платона - Афинская рабовладельческая демократия перед лицом манипулирования общественным сознанием. - Риторика - искусство манипулирования страстями толпы. - Эстетическое наслаждение; его место в "Риторике" и "Поэтике" Аристотеля - Феномен "эстетической рамки" - Катарсис; социальная функция искусства трагедии - Искусство как орудие воспитания - Искусство и "высокий досуг" - Эстетическое наслаждение и философское созерцание - Типы социального отношения к искусству - Проблема наслаждения у Аристотеля.
Заключение. Социологический аспект эстетических понятий Платона и Аристотеля.
Тираж 6 500 экз.