Память человечества хранит множество имен. Одними она гордится, другими - ужасается, третьих презирает... Но в длинной шеренге знаменитостей есть одна фигура, не поддающаяся однозначной расшифровке, награжденная памятью потомков не за общественные заслуги, не за великую книжную мудрость, не за исторические деяния во славу отечества. В Пантеоне славы ему отведено особое и, пожалуй, единственное место. Этот человек, Джакомо Джироламо Казанова, известен как гениальный любовник.
Феномен Казановы заключается в небывалой, абсолютно внутренней свободе, в полном доверии к своему естеству, всем импульсам которого он неуклонно следовал. Он называл себя "гражданином Вселенной", ощущая в себе космическую мощь созидания, не скованную рамками общепринятой земной морали. Его личность была живым вместилищем, руслом реки жизни, напору которой он только и повиновался. Поэтому личность Казановы не вписывается ни в какую схему, не помещается ни в какую социальную нишу. Он имел неплохое образование, по-дилетантски был сведущ во многих науках и ремеслах, писал трактаты и стихи, мемуары, был карточным шулером и мотом... но все это несущественно, все это слетает с него как шелуха, перед главным его талантом - всепоглощающей и благодарной любовью к жизни. Это его свойство отчасти объясняет огромный интерес к личности Казановы со стороны таких утонченно-духовных художников как Ф.М. Достоевский, М.И. Цветаева, Ст. Цвейг, А. Шницлер, Ф. Феллини и др.
Настоящий сборник пытается показать Казанову глазами трех личностей:
- Самого Казановы в молодые годы (отрывок из его "Мемуаров");
- Артура Шницлера, известного английского писателя, представителя так называемого течения эстетизма (повесть "Возвращение Казановы" - художественная проза о любовном увлечении старого шевалье);
- Стефана Цвейга - в его эссе "Казанова", где дается фрейдистский анализ феномена Казановы.