Восемь текстов автора знаменитого "Общества спектакля", посвященные исследованию городского пространства как потенциального поля сопротивления существующему порядку - в поисках нового образа жизни.
Все эссе, написанные во второй половине 1950-х и опубликованные при жизни, а частично после смерти Ги Дебора, впервые в полном объеме издаются на русском языке, объединенные темой "психогеографического изучения урбанизма". Под этим термином подразумеваются наблюдения человека за собой и уличной средой в процессе спонтанного движения сквозь архитектонику крупного города.
Психогеографический дрейф (базовый термин Дебора) абсолютно чужд идее традиционной прогулки или путешествия. В отличие от привычных перемещений по заданным правилам с определенной целью, которые автор относит к "распространенным наркотикам" буржуазного общества вроде туризма, шопинга и спорта, пронизанный экспериментальным духом дрейф (как правило, совершаемый небольшими группами) повинуется случаю и импульсам самой территории, формируя чувственное представление о ней.
Только предпринимая подобные вылазки в городское пространство, считает Дебор, возможно превратить жизнь в "сплошную захватывающую игру и неустанный разнос ходовых развлечений", подрывая таким образом модели коллективного досуга и быта, навязываемые во всех областях повседневности рекламой, обществом спектакля и потребления. И чем абсурднее, даже бредовее новые обстоятельства, с которыми сталкиваются участники дрейфа, тем больше шансов на трансформацию социальной этики и эстетики: ведь "новая красота может быть только красотой ситуаций", а не готовых форм.
"Всё свидетельствует о том, что в будущем нас ждут необратимые перемены в поведении людей и в облике современного общества. Однажды начнут строиться города, предназначенные для дрейфа. Для них пригодны - при условии незначительной корректировки - некоторые уже существующие зоны. Для них пригодны некоторые уже существующие люди".
Об авторе
Ги Дебор (1931–1994) - видный философ, писатель, режиссер, революционер, организатор и участник скандальных акций - известен во многом благодаря своей активной деятельности в сфере политики и культуры послевоенной Франции. Основатель Ситуационистского интернационала (1957), Дебор развивал идею культурной и социальной революции, обретшей во второй половине XX века множество сторонников. Его перу принадлежит "Общество спектакля" (1967) - труд, ставший современной классикой.