От автора Наряду с успешным развитием функционально-гармонической теории лада, в последнее время внимание исследователей все чаще обращается к интонационным закономерностям, к рассмотрению ладовых явлений преимущественно в линеарно-мелодическом аспекте. С появлением асафьевской "Интонации" ("Музыкальная форма как процесс", кн. 2., М., 1947), с выходом в свет исследования Л.А. Мазеля "О мелодии" (1952) теоретический крен в сторону гармонии начал понемногу выправляться. Однако и до сих пор нерешенных проблем в мелодической области значительно больше, чем во всех других областях музыкальной теории. Между тем вопросы мелоса были и остаются ключевыми, центральными вопросами теории музыки. И решение многих из них лежит прежде всего в ладовой сфере, во многом определяющей специфику не только мелодики, но и музыкального искусства вообще. Смысл и выразительная сила музыки, ее жизнь и доступность для восприятия - все так или иначе связано с ладом. Ибо лад есть основа основ музыкальной речи, обуславливающая главную и отличительную ее сторону - строго организованную звуковысотность. Нерасторжимую связь лада и мелодики острее всего ощущают сегодня те, кто обращается к народной песенности и особенно к ее ранним стилевым пластам. Поставляемый музыкальной фольклористикой новый интонационный материал, прежде малоисследованный или даже вовсе неизвестный, не всегда может быть полностью осмыслен с позиций традиционных ладовых представлений; нередко он требует принципиально иного подхода. Начиная с 1957 года мне как музыковеду-фольклористу постоянно приходится сталкиваться с проблемой нотирования традиционных якутских песен. Основной трудностью при этом была и остается фиксация их изменчивого высотного строя. Текучесть подобной мелодики (впрочем, не только якутской) не всегда можно передать на полутоновом уровне. Нотная запись, искусственно "диатонизируя" или, напротив, излишне "хроматизируя" меняющийся напев, искажает и нередко даже обессмысливает его. В то же время какая-то упорядоченность ладов - пусть относительная и непривычная - в этого рода пении, безусловно, наличествует. Мы ее ощущаем, хотя и затрудняемся передать в принятой системе понятий. Существующие ладовые теории не предусматривают текучести звукорядов; используемые ими определения не схватывают эту специфическую особенность раннего интонирования. В таких условиях принципы звуковысотной организации раннефольклорных напевов